ru
Новости
  • 04.02.2018

    20 летний юбилей диалога Россия-НАТО в Волгограде

    Подробнее
  • 04.02.2018

    20 летний семинаров в Волгограде

    Подробнее
  • 15.12.2017

    Statement by the North Atlantic Council on the Intermediate-Range Nuclear Forces (INF) Treaty

    Подробнее
  • 13.12.2017

    Грушко: России навязывают военное соревнование в центре Европы

    Подробнее

20.06.2017

Владислав Егоров, Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы

Егоров Владислав Александрович
студент 4 курса
факультета конфликтологии
Гуманитарного университета профсоюзов,
г. Санкт-Петербург

 Европейская безопасность: основные вызовы и перспективы 

На сегодняшний день перед Европой возникают 2 основных вызова.  Первый – внутренний вызов, вызов целостности. Через 60 лет после заключения Римского договора можно с уверенностью утверждать, что ЕС стоит перед одним из самых сложных периодов в своей истории. Геополитическая ситуация стремительно меняется. Выход Британии из Европейского союза породил новую волну дискуссий о необходимости проведения реформ не только в ЕС, но и в НАТО. С 2015 года 1,5 миллиона мигрантов прибыли в Европу, спасаясь от конфликтов на Ближнем Востоке и в Африке[1]. Укрепляются внутренние и внешние границы Европы. В авангард европейской политики выдвигаются деятели, прямо заявляющие о необходимости выхода своих стран из НАТО и ЕС. Так, например, кандидат в президенты Франции Жан-Люк Меланшон заявил о намерениях осуществить выход страны из НАТО, в случае своей победы на выборах[2]. Не отстаёт и его политический оппонент, лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, также заявившая о желании осуществить «Frexit»[3]. Тесные связи и общие ценности в государствах-членах ЕС принесли выгоды с социальной, экономической и военной точек зрения. Менее интегрированная Европа может означать аннулирование многих позитивных социальных и экономических изменений, которые были достигнуты в Европе за последние 60 лет. Однако более тесные связи между странами ЕС в настоящее время рассматриваются как политически непопулярные и потому маловероятные. Несмотря на очевидные преимущества, любые шаги в направлении более тесной интеграции в Европе не будут реализованы в связи с отсутствием политической воли.

Второй вызов – внешний. Несмотря на многочисленные споры внутри Европы, основным вызовом для стран-членов ЕС и НАТО остаётся внешнеполитическая обстановка. Сирийских кризис, начавшийся в 2011 году, так и остался «головной болью» для Европы и США. Недавние события, связанные с очередными химическими атаками правительственных сил в провинции Идлиб, привели к новому витку противостояния Запада и России[4]. Постпред Великобритании Мэтью Райкрофт на заседании Совета Безопасности ООН заявил о том, что Россия злоупотребляет собственным правом вето, защищая диктаторский режим Башара Асада, который привёл к появлению 13,5 миллионов человек, нуждающихся в гуманитарной помощи. По его мнению, российская инициатива 2013 года по уничтожению сирийского химического оружия провалилась, как и все попытки достижения мира дипломатическими способами. В тоже время, Райкрофт заявил о готовности сотрудничать с Россией, если она откажется от поддержки Асада. Российский представитель Владимир Сафронков, отвечая на данное выступление Райкрофта, показал всю сущность взаимоотношений между Россией и Западом, потребовав от представителя Великобритании «не отводить глаза» и «перестать оскорблять Россию»[5]. К счастью, постпред РФ удержался от использования нецензурных междометий на данном заседании.  Несовпадение интересов России и Европы по ключевым вопросам осуществления безопасности является важнейшей существующей проблемой.

Незаконная аннексия и оккупация Крыма в марте 2014 года и последующая поддержка повстанцев на востоке Украины поставили под угрозу не только целостность территориальных границ Европы, но и её среду безопасности. Война в Грузии в 2008 году уже показала, что Россия может активно реагировать на предполагаемые вызовы на постсоветском пространстве, несмотря на такие совместные усилия, как создание в 2002 году Совет Россия-НАТО, возобновившего свою деятельность в феврале 2017 года[6]. Действия России снова показали готовность использовать силу для изменения существующих территориальных границ и поставило все больше вопросов о возможности будущей российской агрессии в Европе, в частности в странах Балтии. Восприятие России в свете украинского кризиса резко различается по всей Европе. Критическим фактором, влияющим на европейское восприятие военной угрозы со стороны России, по-видимому, является географическая близость к самой России. Большинство стран-членов НАТО, граничащих с Россией, воспринимают экзистенциальную угрозу, которую, по их мнению, можно решить только через присутствие на своей территории войск США и НАТО. И именно здесь, а не в Брюсселе и Вашингтоне, разворачивается борьба за сохранение целостности всего блока НАТО. Учитывая существующий порядок принятия решений в НАТО, коллективная безопасность может осуществляться только в рамках солидарности всех её членов между собой. Если США и другие ведущие страны НАТО не покажут готовность обеспечивать безопасность Польши, Эстонии, Латвии и Литвы, то у многих стран возникнут справедливые сомнения в потребности существования подобного альянса.

Невероятно важна в данном случае позиция новоизбранного президента США Дональда Трампа. США, как крупнейшая военная держава, является движущим фактором эволюции НАТО. Заявления, сделанные Дональдом Трампом во время своей избирательной компании, гласят о том, что НАТО устарело и больше не отвечает условиями текущего времени. Данное заявление совершенно не означает отказ Соединённых Штатов от участия в НАТО. Наоборот, посыл Дональда Трампа открывает прекрасные перспективы перед всем блоком[7]. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что НАТО является главным элементом системы трансатлантической безопасности[8]. Выступления Трампа вывели на повестку дня потребность в модернизации блока, его адаптации к более широкой миссии против мирового терроризма. Переговоры между генеральным секретарём НАТО Столтенбергом и президентом США Трампом, состоявшиеся 12 апреля 2017 года, чётко показали стремление к конструктивным изменениям[9]. Так, например, была утверждена идея о том, что киберпространство является сферой военной деятельности. Это означает, что любая серьёзная кибератака на любого члена НАТО может повлечь за собой использование 5 статьи устава НАТО, которая предусматривает военный ответ.

Трамп даёт понять своим европейским партнёрам, что Америку не устраивает ситуация, когда только пять стран - членов НАТО тратят на оборону столько, сколько должны (2% от ВВП). Многие страны-члены НАТО привыкли полагаться на Соединённые Штаты, не тратя достаточное количество денег на оборону, поэтому высказывание Трампа должно ускорить положительные изменения в данном вопросе. Таким образом, цель увеличения расходов на оборону не в том, чтобы удовлетворить Америку. Речь идёт об инвестировании в европейскую безопасность именно потому, что это важно для самой Европы, это отвечает не американским интересам, а европейским.

Позиция НАТО по России чрезвычайно проста. НАТО не хочет и не может начать холодную войну. Альянс сделал свой ход. Страны приветствуют нового члена НАТО – Черногорию. Продолжается сотрудничество со Швецией и Финляндией. Отмечается прогресс Грузии. НАТО и ЕС готовы работать с Россией на равных условиях по вопросам Ирака, Сирии и Украины. Теперь ход за Москвой. Все сотрудничество зависит исключительно от политической воли России. Если Россия согласиться сотрудничать по вопросам переходного правительства Сирии, по борьбе с терроризмом в Афганистане, то большинство европейских правительств будет с пониманием относиться к возможному смягчению санкций. Необходимо правильно понимать географический фактор. Существует чёткое географическое разделение между странами, граничащими с Россией, и другими странами относительно того, насколько реальна и непосредственна российская угроза. Угроза международного и внутреннего терроризма, гражданская война в Сирии, Исламское государство – все это является мощными факторами, отвлекающими внимание тех стран, которые не ощущают угрозы со стороны России. Россия может сыграть на этом[10]. Тем не менее кризис в Украине привёл к переориентации фокуса НАТО на защиту собственной территории впервые за последние 20 лет.

Нет никакого противоречия между сильным НАТО, надёжным сдерживанием и обороной, и политическим диалогом с Россией. Мир будет гораздо более безопасным, если с Россией будет вестись диалог. Но диалог невозможен без взаимного желания сторон, его невозможно навязать. Необходимо откинуть все идеологические, политические и иные установки и ответить себе на вопрос: «Хочет ли Россия вести этот диалог?».



[1] Кризис с мигрантами в Европе в 2015-2016 годах // РИА Новости. 14 апреля 2016.

URL: https://ria.ru/spravka/20160414/1410128475.html (дата обращения: 15.04.2017).

[2] Кандидат в лидеры Франции Меланшон намерен предложить выход страны из НАТО // РИА Новости. 21 марта 2017. URL: https://ria.ru/world/20170321/1490448719.html (дата обращения: 15.04.2017).

[3] Марин Ле Пен высказалась за выход Франции из НАТО и ЕС // РИА Новости. 24 декабря 2016. URL: https://ria.ru/world/20161224/1484509544.html (дата обращения: 15.04.2017).

[4] Idlib town reels following major chemical attack: ‘No rebel positions, just people’// Syriadirect. 5 апреля 2017. URL: http://syriadirect.org/news/idlib-town-reels-following-major-chemical-attack-‘no-rebel-positions-just-people’/ (дата обращения: 15.04.2017).

[5] Почему представитель России в ООН вышел из себя на заседании Совбеза. Текст выступления британца. // Настоящее Время. 13 апреля 2017. URL: http://www.currenttime.tv/a/28427788.html (дата обращения: 15.04.2017).

[6] Начальники Генштабов России, США и Турции встретились в Анталье. // РБК. 7 марта 2017. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58be6c3f9a79476c61cdccc3?from=newsfeed (дата обращения: 15.04.2017).

[7] Дональд Трамп: НАТО устарела и имеет проблемы. // Российская Газета 16 января 2017. URL: https://rg.ru/2017/01/16/donald-tramp-nato-ustarela-i-imeet-problemy.html (дата обращения: 15.04.2017).

[8] Госсекретарь США рассказал о роли НАТО в отражении агрессии России// Lenta.ru 31 марта 2017. URL: https://rg.ru/2017/01/16/donald-tramp-nato-ustarela-i-imeet-problemy.html (дата обращения: 15.04.2017).

[9] Визит генсека НАТО в США. // Голос Америки. 13 апреля 2017. URL: http://www.golos-ameriki.ru/a/trump-stoltenberg-discussed-russia-ukraine-syria/3809168.html (дата обращения: 15.04.2017).

[10] European Relations with Russia Threat Perceptions, Responses, and Strategies in the Wake of the Ukrainian Crisis. // RAND. 2017. URL: https://www.rand.org/pubs/research_reports/RR1579.html (дата обращения: 15.04.2017).

 

 

blog comments powered by Disqus