ru
Новости
  • 04.11.2017

    По итогам заседания Совета Россия – НАТО в Брюсселе

    Подробнее
  • 27.10.2017

    СОВМЕСТНАЯ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПОСТПРЕДА РОССИИ ПРИ НАТО АЛЕКСАНДРА ГРУШКО И СПЕЦПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПО АФГАНИСТАНУ ЗАМИРА КАБУЛОВА ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО 26 ОКТЯБРЯ 2017

    Подробнее
  • 26.10.2017

    Secretary General discusses NATO-Russia Council

    Подробнее
  • 24.10.2017

    Заседание Совета Россия - НАТО на уровне послов пройдет 26 октября

    Подробнее

14.07.2017

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО А.В.ГРУШКО В ХОДЕ ОБЩЕНИЯ СО СМИ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО, 13 ИЮЛЯ 2017 ГОДА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО А.В.ГРУШКО В ХОДЕ ОБЩЕНИЯ СО СМИ ПО ИТОГАМ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА РОССИЯ-НАТО, 13 ИЮЛЯ 2017 ГОДА

 

Основной темой сегодняшнего заседания Совета Россия-НАТО была военно-политическая ситуация в Европе. Мы обменялись брифингами по учениям «Запад-2017» и «Trident Javelin». В последние месяцы нам приходилось читать очень много страшилок по поводу учений «Запад-2017», было очень много домыслов относительно того, что эти учения будут использованы для концентрации сил, для реализации каких-то агрессивных намерений  в отношение отдельных стран НАТО и т.п.

Откликаясь на просьбы участников СРН, Минобороны РФ выразило готовность информировать об этих учениях. Сегодня наши военные дали подробный брифинг. Мы рассказали о задачах, которые будут отработаны в ходе этих учений, о полигонах, где будет происходить развертывание сил, а также дали информацию по силам и средствам, которые будут задействованы, в том числе по личному составу и основным системам вооружений и техники. Это первый этап информирования об этих учениях. Министерство обороны проведет аналогичный брифинг на площадке ОБСЕ и расширенный брифинг в Москве перед началом маневров, планирование которых еще не закончено.

Хотелось бы надеяться, что эти наши шаги будут способствовать прекращению демонизации учебно-тренировочной практики ВС РФ. Если этого не произойдет, то будет девальвирован сам механизм взаимного информирования по военным вопросам.

Кстати, на фоне пропагандистских вбросов вокруг российско-белорусских учений «Запад-2017» незамеченными остаются планы стран НАТО провести с июня по ноябрь в Восточной Европе  более 15 учений и примерно столько же в Черноморском регионе. Если посчитать общее число их участников, оно составит более 40 тыс. человек.

Все они будут взаимодополняющими и будут проводиться на едином оперативном фоне для отработки широкого спектра задач по сдерживанию. Для нас очевидно, что эти мероприятия обеспечивают не только поддержание усиленного военного присутствия близ границ с Россией, но и направлены на интенсивное освоение данного потенциального театра военных действий, сопровождающегося интенсивным развитием военной инфраструктуры там.

Не хочу преуменьшать значение взаимного информирования об учениях, но если говорить серьезно о деэскалации, предотвращении военных опасных инцидентов, таких брифингов даже на уровне послов будет недостаточно. Для реального продвижения в сторону деэскалации, взращивания первых ростков доверия в военной сфере между Россией и НАТО необходимо задуматься о восстановлении системных контактов по военной линии на двусторонней основе, на международных площадках и, разумеется, в формате СРН. Без этого вряд ли можно ожидать повышения доверия между Россией и странами НАТО.

Разговор не был ограничен брифингами по учениям. Мы также дали наши оценки военно-политической ситуации в Европе. Она серьезно ухудшается, происходит накачка восточного «фланга» НАТО вооружениями и техникой под абсолютно надуманным предлогом российской угрозы. При этом констатируем, что речь идет о реализации стратегии по приближению военной инфраструктуры НАТО к нашим границам. Мы подчеркнули, что эти меры серьезно ослабляют региональную стабильность, они не отвечают реальным потребностям безопасности. Мы еще раз заявили, что Россия не будет оставаться безучастной, и все меры по защите наших законных интересов безопасности будем принимать.

Привлекли внимание к нашему предложению, чтобы военные сели за общий стол и на картах провели совместную оценку военных потенциалов. Очень профессионально, деполитизировано, без эмоций смогли оценить всю совокупность факторов, влияющих на военную безопасность в Европе, включая постоянное размещение новых сил или развертывание подразделений на ротационной основе. Мы считаем, что без нормальных, системных и деловых контактов между военными будет очень трудно понять, что происходит, и избежать неверных интерпретаций ситуации.

Представители стран НАТО вновь говорили о важности развития Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности и других механизмов в сфере контроля над вооружениями. Но вопрос в том, как эти разговоры сочетаются с курсом на сдерживание России и демонстрацией военных мускулов у наших границ. Это несовместимые вещи. Укрепление инструментов мер доверия невозможно без отказа альянса от линии на силовое доминирование.

По нашей инициативе обсудили ситуацию в Афганистане. Хотя эта тема в последнее время ушла из фокуса внимания мировых СМИ, она не по-прежнему остается горячей, поскольку непосредственным образом затрагивает жизненные интересы России и стран НАТО. Ситуация в стране продолжает ухудшаться, что, собственно, признали и сами члены альянса, которые сегодня работают над усилением учебно-тренировочной миссии «Решительная поддержка» и направлением в страну дополнительных сил. Процесс оценки новых потребностей в связи с развитием ситуации в области безопасности в Афганистане продолжается, должны определиться, прежде всего, в Вашингтоне. Мы рассчитываем на то, что после этого страны НАТО предоставят нам полную информацию о том, как они будут дальше действовать в Афганистане, каковы будут новые цели операции «Решительная поддержка», какой будет состав контингентов, какие задачи они будут решать. Россия проинформировала членов СРН о том, что мы предпринимаем как в плане налаживания межафганского политического диалога, так и в плане содействия структурам безопасности Афганистана. У нас есть общее понимание, что нельзя допустить превращения Афганистана в безопасную гавань для террористических организаций, включая ИГИЛ, а также перетока террористической угрозы за пределы этой страны. Долговременной стабилизации и мира можно достичь исключительно политико-дипломатическими средствами.

Не обошлось и без обсуждения украинского вопроса. Мы констатировали, что со времени последнего заседания существенного прогресса в выполнении Минских договоренностей нет. Киев демонстрирует политическую несостоятельность в плане выполнения Минского пакета, создает препятствия для уже согласованных мер по разведению сторон - а это является ключевым условием надежного прекращения огня.

Страны НАТО продолжают говорить о некой особой ответственности России в деле выполнения Минских договоренностей, тогда как интересы урегулирования требуют оказания воздействия на киевские власти с тем, чтобы побудить их продвинуться, наконец, в направлении безусловного выполнения Минского пакета. Очевидно, что оказание странами НАТО военной и политической поддержки Киеву противоречит этой цели. Вербально выступая в пользу выполнения Минских договоренностей, никаких конкретных мер, направленных на то, чтобы подтолкнуть киевские власти к выполнению Минска, натовцы не предпринимают. Существует опасность того, что те действия, которые сегодня предпринимают страны НАТО на Украине, программы «помощи», поощрительные сигналы по сути преследуют цель поощрения официальных властей к сохранению тупика в ситуации на Донбассе. В этом смысле позиция НАТО, по сути, противоречит интересам надежного урегулирования кризиса на Украине политико-дипломатическим путем на основе полного выполнения Минских договоренностей.

Вместе с тем, хотел бы отметить, что никто из членов Совета не подвергал сомнению, что основой урегулирования должно стать выполнение Минских договоренностей. Важно, чтобы это понимание не осталось лозунгом, а трансформировалось в конкретные шаги и действия.

 
Истояник: https://missiontonato.mid.ru